В последний день фестиваля еврейской культуры народный драматический театр ДК ГАЗ показал моноспектакль «Пешеход» по стихам поэта Серебряного века Осипа Мандельштама.
О. Мандельштам – не самый лёгкий для восприятия поэт. Над его стихами надо размышлять, потому что культурное поле поэзии – поистине вселенского масштаба. Он словно путешествует во времени и пространстве, соединяя античные мотивы с описанием готического собора, а российскую действительность 30-х годов – с дивным описанием Сибири. Написать «Большая вселенная в люльке у маленькой вечности спит» – это так естественно для поэта!
Перед режиссёром Зоей Куликовской и исполнителем Евгением Мартыновым стояла непростая задача: подобрать стихи так, чтобы выстраивался некий смысловой ряд, отражающий не только поэтическое мировоззрение О. Мандельштама, но и определённый ракурс взглядов актёра. И Евгений Мартынов блестяще справился с задачей! Спектакль, названный «Пешеход», обрёл свой сюжет, краски, символы, музыку. Зоя Николаевна рассказала о почти мистическом случае, когда она в поисках музыки совершенно случайно купила диск с еврейскими мелодиями. И было это в канун шабата…
На мой (зрительский) взгляд, Евгения Мартынова привлекли стихи, в которых автор, так или иначе, касается пустоты. Но, по-моему, это не пустота одиночества. Это, скорее, чувство, что его поэзия должна найти свою нишу, и место для этого есть! Но как же ему, маленькому человеку (в стране!) и глыбе исполинских размеров (в поэзии) было страшно! Этот страх пронизывает почти всё творчество Мандельштама и только изредка отпускает поэта. Я имею в виду стихи, в которых он предлагает: «Возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного мёда…», а также «Из табора улицы тёмной». Но радостных стихов так мало…
Декорации на сцене были предельно лаконичны: стул, лестница-подставка, белый шарф. И подсветка, которой тоже отведена определённая роль. Немного, но как замечательно пользуется ими Евгений! Лестница превращается в постамент и трибуну для оратора, тот же шкафчик, перевёрнутый над головой, напоминает гроб, и кто знает, какие ненаписанные стихи Мандельштама могли появиться на свет! Стул становится символом отсутствующей женщины, а временами мне казалось, что сидение стула предвещает будущую «отсидку»… Что же касается белого шарфа, то давно не доводилось встречать столь метафоричную деталь: это и белый флаг сдающегося в плен, и опущенные в тоске крылья, и предсмертная рубаха…
В конце исполнитель, он же сам Мандельштам, поднимается по лестнице. Он идёт на Голгофу. Вот так обернулась прогулка Пешехода по городам, весям, временам и эпохам.
Надежда Молчанова.
Немного об истории спектакля.
Впервые спектакль «Пешеход» был показан в Н.Новгороде в июле 2008 года на закрытии 61-го театрального сезона.
Как рассказал директор Народного драматического театра Владимир Неумоин, изначально «Пешеход» был камерным спектаклем, и показ его проходил в небольшом помещении, затем спектакль вошел в абонемент "Поэзия Серебряного века и русская и зарубежная классика" и был адаптирован для сцены.
Спектакль «Пешеход» рассчитан на ценителей поэзии. Он предназначен для тех, кто интересуется эпохой начала XX века, получившей глубочайшее осмысление в творчестве таких выдающихся поэтов, как Мандельштам.
В ходе спектакля открывается отношение поэта к жизни и смерти, к поэзии и власти, озвучиваются его размышления о трагической судьбе еврейского народа.
«Мы видим на сцене Осипа Мандельштама, который живет и рассказывает о себе через свои стихи. Словом, на сцене воспроизводится жизнь поэта, преломленная через его поэтическое творчество», - подчеркнул директор театра. По его словам, это один из самых удачных спектаклей в своем жанре, поставленных в Нижнем Новгороде.