Очаровательная мягкость игры

Так отзывались современники об исполнительском искусстве Антона Григорьевича Рубинштейна. Жизни и творчеству братьев Рубинштейн – Антона и Николая – была посвящена встреча в литературно-музыкальной гостиной 9 ноября 2014 года в Белом зале Библиотеке имени Ленина. Событие произошло в рамках ежегодного Фестиваля еврейской культуры в Нижнем Новгороде, который традиционно проводит Центр «Хэсэд Сара». Ведущей литературно-музыкальной гостиной на этот раз стала Елена Погодина. Концертмейстер  – Наталья Корнева.

Пленительная музыка очаровала нас с первых минут. А потом и слова А.С. Пушкина настроили на встречу с прекрасным: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия…»

Братья Антон и Николай Рубинштейны. Без них невозможно представить себе историю музыкального образования в России.

Антон Рубинштейн родился в Подольской губернии, он был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна — Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807—1846) — происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова  был купцом второй гильдии. Мать — Калерия Христофоровна Рубинштейн, музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву).  Младшая сестра А. Г. Рубинштейна — Любовь Григорьевна Вейнберг — была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга.  Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн, стала камерной певицей и музыкальным педагогом. Потрясающая семья!

В 1831 году 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда — купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827).  И только переход в православие мог спасти семью. Таким образом, на них перестали распространяться законы «черты оседлости», и уже через год (по другим данным, в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Антон Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А.И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Антон Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн, вместе с матерью и младшим братом Николаем, отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 г. Антон Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 г. появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».

Летом 1858 А.Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Антон Григорьевич Рубинштейн написал двадцать одну оперу, шесть симфоний, пять фортепьянных концертов, более ста романсов… Такое исключительное трудолюбие поражает!

Всю жизнь Антон Рубинштейн занимался благотворительной деятельностью. По приблизительному расчету, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела.

Антон и Николай с детства знали, что будут музыкантами. Вся семья была музыкально одарённой, но сколько труда потребовалось для того, чтобы развить природный талант! Встав рано утром, дети получали чашку молока, а потом были упорные занятия, за отлынивание от которых ребят строго наказывали.

Николай занимался музыкой с четырёх лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе с братом Антоном.  Он учился в Берлине  игре на фортепиано и теории музыки. Затем занимался у Виллуана.

Николай в 1855 году окончил юридический факультет Московского университета, поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора, но в 1857 году бросает службу, разводится и полностью отдает себя музыке. В 1866 году он стал во главе московского отделения Русского музыкального общества. А в 1866 году стал директором вновь учрежденной московской консерватории, с которой не расставался до самой смерти. Рубинштейн был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником.     За границей Рубинштейн концертировал редко и сочинял мало, исключительно фортепианные пьесы и романсы.

Мы слушали рассказ о прекрасных музыкантах и, наверное, многим приходила в голову мысль: какой же мощный поток еврейского таланта обогатил культуру России!

Великолепные музыкальные произведения исполняли солисты музыкальной студии Хэсэда «Авира» и студенты нижегородской консерватории. А на большом экране сменяли друг друга портреты – открытые, интеллигентные лица, исполненные истинного, природного благородства!

Сколько музыкантов благодарны семье Рубинштейнов за прекрасные произведения и создание системы музыкального образования в России!

Надежда Молчанова.

Яндекс.Метрика